Незаконное копирование материалов сайта преследуется по закону Уголовного Кодекса РФ по статье 146 "Незаконное копирование материалов". Администрация сайта запрещает копирование материалов без его уведомления
Техника конспектирования
Техника конспектирования – это способ обработки знаний, изменение изначального содержания, в более удобную и понятную форму, приспособление информации к учебно-научной деятельности. То есть конспектирующий полученную информацию преобразует в понятное, удобное для использования, полезное для себя содержание. При чем полученный конспект должен быть логически правильным, целостным, понятным для читающего. При чтении конспекта в памяти должен формироваться весь начальный материал.
Формирование любого конспекта начинается с чтения или прослушивания материала. Лучший вариант – диагональный просмотр текста, чтобы можно было определить, на сколько раскрыта тема, теоретический это текст или эмпирический, определение сложности текста по наличию в нем сложных и неизвестных терминов и понятий. Благодаря общему анализу текста и личным потребностям мы можем осознанно выбрать нужный и правильный способ конспектирования.
На втором этапе нужно будет провести научно-исследовательскую работу по обработке материала. Нужно более подробно и внимательно прочесть материал и проанализировать его. Именно анализ текста позволяет нам выделить основные части текста, разделить текст на компоненты и выбрать необходимый. Анализируя, мы выделяем все компоненты, связи и взаимодействие их между собой, а также ранжируем тему по значимости, концентрируем свое внимание на главном.
Ранжирование – определенное расположение, последовательность данных (в порядке убывания или нарастания), полученных в процессе изучения, определение уровня в ряду изучаемых показателей.
Еще одним важным этапом при конспектировании является определение главных, основополагающих мыслей для пишущего. Главную мысль, идею, суть, тезис определяет поставленная задача для конспекта. Ими может служить любой из компонентов содержания: категория или понятие и их характеристики; законы и его изложение; доказательства определенных фактов и событий и т.д. Все эти позиции конспектирования можно изложить в виде цитат, либо в самопроизвольном стиле
Важно не переборщить с количеством цитат, а также не желательно делать длинные цитаты! Основные идеи, не вошедшие в цитаты, и оставшийся неизложенный текст подвергается переработке. Благодаря конспектированию мы можем сжимать, уплотнять, свертывать информацию. Уплотнение знаний возможно, с помощью схем, рисунков, символов, графиков и таблиц.
А в процессе написания конспекта необходимо употреблять разные сигнальные символы и знаки, чтобы таким образом, увеличить информативность материала изложенного в конспекте. Это такие символы и знаки как стрелки, линии, цветное подчеркивание, выделение жирностью или в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак послесловие P.S. (написанное после, приписка) и т.д. Каждый человек может создать свою систему обозначения определенных слов и терминов, какими-то символическими знаками, благодаря которым он сможет получить максимум информации из сжатого текста.
Свернуть информацию, сократить конспект помогут также аббревиатуры и знаки, их можно использовать как к отдельным словам, так и к целым словосочетаниям, которые неоднократно повторяются в тексте. Например, знак «=» может заменить такие слова как «равенство», «сходство», «подобие», «сравнение».
Также увеличить информативность конспекта помогут цветовые выделения синим, красным, зеленым; добавление порядковых номеров и другое использование цифр в тексте: римский и арабский алфавит.
В конспект по исходному материалу можно добавлять информацию из других источников – для доказательств, сравнения и т.д.
Важное место в конспекте определено для собственных рассуждений. Это ваши оценки, ваше отношение к теме, согласны вы или нет с идеей автора. Опять же их можно выразить как словами, так и знаками, например, «?, - » и другими.
Внешний облик конспекта можно сравнить с черновой работой. При написании конспекта исписаны заметками и комментариями поля. Пункты плана, схемы, тезисы и примечания находятся в разных местах, поля и абзацы не соблюдены, слова и словосочетания могут быть подчеркнуты и выделены, заметки на полях не всегда относятся к тексту, напротив которого они записаны. Но для любого конспекта существуют стандартные выходные данные: имя автора, место и год написания текста, название работы и издательства.
В результате, используя определенную технику обработки материала конспектируемого текста, получается совершенно новый документ, имеющий свою логику изложения содержания, новые связи и формы. Это конспект.
Важно помнить, что при написании конспекта проходит огромная работа над словом. Во-первых, мы должны выделить нужные, опорные, необходимые слова-термины, отражающие основной смысл и характер текста. Правильно это сделать помогает интуиция человека, здравый смысл и задача конспектирования.
Во-вторых, обязательно должна быть работа со словарем или справочником, когда встречаются непонятные, новые, неизвестные термины и понятия. Прямо в конспекте можно писать определения таких терминов, обязательно указав источник.
В-третьих, особое внимание обращается на заимствованные из иностранной лексики слова. Использование их должно определяться крайней нуждой. При случае их надо заменять своими терминами.
В-четвертых, сохраняется авторский стиль; его специфика помогает установить диалог авторской речи и речи читающего. Это особый диалог субъектов текста: один - его уже создал, другой - только создает. При чтении текста и его переработке невольно возникает рефлексия как способ его философского осмысления. К тому же конспектирующий невольно учится у автора, как надо писать научные работы.
О критериях хорошего конспекта
Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей, как мотивов работы над информационным источником, выделяются следующие критерии:
Опыт показывает, что хорошо написанный конспект оказывает помощь не только в процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, но и в профессиональной деятельности.
(Из книги Варламова А. Я.Методические указания
по выполнению письменных работ в виде конспектов,
рефератов, курсовых работ. - Волгоград:
Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.)
Также рекомендуем прочитать статью о современном состоянии образования в России.