Искусство правильного конспектирования

Незаконное копирование материалов сайта преследуется по закону Уголовного Кодекса РФ по статье 146 "Незаконное копирование материалов". Администрация сайта запрещает копирование материалов без его уведомления

Знание конспектирующим темы – показатель, на сколько он владеет научным языком данного текста. Понятны ли термины, используемые в тесте, анализ того, какие из них знакомы читающему, а какие новые для него. Не менее трудно работать и с незнакомым языком.

Назначение конспекта тоже может быть разным, и от этого зависит качество и полнота текста. Если вы конспектируете для умножения своих знаний, их обновления и дальнейшего использования, то это одно. Другое, если конспект делается для фиксирования домашней работы и предъявления ее преподавателю. Делаем вывод, для чего и какой конспект нам нужен, с каким отношение мы начинаем работу, таков и будет результат, по которому можно будет судить о важности проделанной работы.

Любое конспектирование начинается с прослушивания или самостоятельного чтения текста. К этому процессу нужно отнестись очень внимательно, технологично. Но даже это не гарантирует вам ни качества, ни успеха. Можно выделить некоторые виды конспектирования – сквозное и выборочное.

Выборочное конспектирование, само название говорит за себя. Чтение текста беглое, поисковое, мы как бы просматриваем текст, останавливаясь на интересующих нас местах, которые несут учебно-познавательную информацию. Как полагается, заостряем свое внимание мы при обнаружении новой информации или неизвестного понятия или факта, а так же другого компонента текста.

Существует разновидность выборочного конспектирования. Это аспектная обработка текста. Она используется в том случае, если текст содержит не одну, а несколько важных тем. Выделяя их, можно делать несколько маленьких конспектов из одного текста. Таким образом, мы конспектируем каждую тему в отдельности.

Сквозное конспектирование – это полное конспектирование всего текста полностью без пропусков. При таком конспектировании чтение производится «подряд», без выделения отдельных частей текста. Таким способом конспектируются лекции и статьи.

Репродуктивное и творческое конспектирование.

Репродуктивное конспектирование – это полный пересказ текста с передачей авторской логики и методом изложения текста. Этот способ чаще используют при конспектировании лекций. Творческое или аналитическое конспектирование – это переработка текста, изменение основного жанра, описание и характеристика, перестановка составляющих компонентов. Творческое конспектирование является одним из самых сложных, но и самых качественных. Выборочным и сплошным конспектированием могут быть, и репродуктивное и аналитическое.

Форма конспектирования – это новое представление изучаемого материала, полученное после обработки текста. Проще говоря, форма конспектирования – это материал, записанный нами в тетрадь. Таковыми являются тезисы, рефераты, заметки, планы, рецензии и аннотации и тому подобное.

Выписки – это самая простая форма конспектирования, которая заключается в записи отдельных цитат или отдельных предложений не зависящих и не связанных между собой.

План – это перечисление основных тем, содержащихся в конспектируемом тексте.

Тезис– краткое содержание основной идеи текста, которую автор более ярко и широко выделил; это мнение, суждение автора, записанное своим языком.

Планы-тезисы – план, содержащий тезисы. Как пример, тезис может начинать один из пунктов плана.

Аннотация – самый короткий способ изложения конспектируемого текста, такой способ конспектирования передает краткое, общее представление о тексте.

Рецензия – это подробный или общий анализ и оценка полученного материала. При конспектировании используются доказательства в виде тезисов и конкретных цитат.

Реферат – общая характеристика конспектируемого текста, содержащее в себе основные ключевые слова и положения.

Опорный конспект– особый способ излагать авторские мысли с помощью схем, рисунков, образов и ассоциаций, слов-дескриптов. Опорный конспект пишется для облегчения вспоминания и запоминания необходимого материала, а не для анализа и характеристики текста, так как основывается он на ассоциациях. Еще этот способ конспектирования можно назвать логико-художественным. Именно этот метод используют для обучения и изучения. Впервые этот термин использовал учитель-новатор Шаталов В.Ф.

Кроме конкретных, «чистых» способов конспектирования, существуют и смешанные, состоящие из разных ранее перечисленных методов. Выбор метода полностью зависит от цели и характера текста

стр. 1 | стр. 2 | стр. 3

узнай стоимость работы