8 (499) 322-97-05
Viber WhatsApp + 7 ( 910 ) 782-02-23
заказать работу

Искусство правильного конспектирования

Незаконное копирование материалов сайта преследуется по закону Уголовного Кодекса РФ по статье 146 "Незаконное копирование материалов". Администрация сайта запрещает копирование материалов без его уведомления

Знание конспектирующим темы – показатель, на сколько он владеет научным языком данного текста. Понятны ли термины, используемые в тесте, анализ того, какие из них знакомы читающему, а какие новые для него. Не менее трудно работать и с незнакомым языком.

Назначение конспекта тоже может быть разным, и от этого зависит качество и полнота текста. Если вы конспектируете для умножения своих знаний, их обновления и дальнейшего использования, то это одно. Другое, если конспект делается для фиксирования домашней работы и предъявления ее преподавателю. Делаем вывод, для чего и какой конспект нам нужен, с каким отношение мы начинаем работу, таков и будет результат, по которому можно будет судить о важности проделанной работы.

Любое конспектирование начинается с прослушивания или самостоятельного чтения текста. К этому процессу нужно отнестись очень внимательно, технологично. Но даже это не гарантирует вам ни качества, ни успеха. Можно выделить некоторые виды конспектирования – сквозное и выборочное.

Выборочное конспектирование, само название говорит за себя. Чтение текста беглое, поисковое, мы как бы просматриваем текст, останавливаясь на интересующих нас местах, которые несут учебно-познавательную информацию. Как полагается, заостряем свое внимание мы при обнаружении новой информации или неизвестного понятия или факта, а так же другого компонента текста.

Существует разновидность выборочного конспектирования. Это аспектная обработка текста. Она используется в том случае, если текст содержит не одну, а несколько важных тем. Выделяя их, можно делать несколько маленьких конспектов из одного текста. Таким образом, мы конспектируем каждую тему в отдельности.

Сквозное конспектирование – это полное конспектирование всего текста полностью без пропусков. При таком конспектировании чтение производится «подряд», без выделения отдельных частей текста. Таким способом конспектируются лекции и статьи.

Репродуктивное и творческое конспектирование.

Репродуктивное конспектирование – это полный пересказ текста с передачей авторской логики и методом изложения текста. Этот способ чаще используют при конспектировании лекций. Творческое или аналитическое конспектирование – это переработка текста, изменение основного жанра, описание и характеристика, перестановка составляющих компонентов. Творческое конспектирование является одним из самых сложных, но и самых качественных. Выборочным и сплошным конспектированием могут быть, и репродуктивное и аналитическое.

Форма конспектирования – это новое представление изучаемого материала, полученное после обработки текста. Проще говоря, форма конспектирования – это материал, записанный нами в тетрадь. Таковыми являются тезисы, рефераты, заметки, планы, рецензии и аннотации и тому подобное.

Выписки – это самая простая форма конспектирования, которая заключается в записи отдельных цитат или отдельных предложений не зависящих и не связанных между собой.

План – это перечисление основных тем, содержащихся в конспектируемом тексте.

Тезис– краткое содержание основной идеи текста, которую автор более ярко и широко выделил; это мнение, суждение автора, записанное своим языком.

Планы-тезисы – план, содержащий тезисы. Как пример, тезис может начинать один из пунктов плана.

Аннотация – самый короткий способ изложения конспектируемого текста, такой способ конспектирования передает краткое, общее представление о тексте.

Рецензия – это подробный или общий анализ и оценка полученного материала. При конспектировании используются доказательства в виде тезисов и конкретных цитат.

Реферат – общая характеристика конспектируемого текста, содержащее в себе основные ключевые слова и положения.

Опорный конспект– особый способ излагать авторские мысли с помощью схем, рисунков, образов и ассоциаций, слов-дескриптов. Опорный конспект пишется для облегчения вспоминания и запоминания необходимого материала, а не для анализа и характеристики текста, так как основывается он на ассоциациях. Еще этот способ конспектирования можно назвать логико-художественным. Именно этот метод используют для обучения и изучения. Впервые этот термин использовал учитель-новатор Шаталов В.Ф.

Кроме конкретных, «чистых» способов конспектирования, существуют и смешанные, состоящие из разных ранее перечисленных методов. Выбор метода полностью зависит от цели и характера текста

стр. 1 | стр. 2 | стр. 3

узнай стоимость работы